| ||||||
|
| |||||
Открытый урок "Звуки и буквы"Тема: Звуки и буквы.Обозначение мягкости согласных на письме.Цели:- закрепить знания учащихся о способах обозначения мягкости согласных на письме буквой ь и буквами е, ё, ю, я; - Обогащать словарный запас учащихся; - развивать фонематический слух детей (умение различать твёрдые и мягкие согласные в слове), готовить предпосылки для орфографически грамотного письма (обозначение мягкости согласных на письме).
Ход урока 1. Организационный момент. Долгожданный дан звонок – Начинается урок.
Сообщение темы и целей урока.
2. Работа над заданием «Пишите красиво!» - Сегодня мы заменим выполнение упражнения из учебника буквенным диктантом. Нужно записать каллиграфическим почерком первую букву каждого слова. Коля и Петя – ученики. Они любят читать книги. (Взаимопроверка) Слайд №2. 3. Словарная работа. Хотите узнать, что написано в этой книге в зелёной обложке? В этой книге много загадок и стихов. Ребята прочитают вам загадки, а вы запишите отгадки с красной строки через запятую, а на конце поставите точку.
И ушаст, и глазаст, И пугаться горазд. Заберётся в куст и спит, Кочерыжку съест - и сыт. (Заяц)
Носит серенький жилет, А у крыльев – чёрный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: «Карр! Карр! Карр!» (Ворона)
Петуха спросили дети: «Отчего зовут вас Петей?» Петушок ответил детям: «Хорошо умею петь я!»
Жил-был маленький щенок. Гладишь – ласкается, Он подрос, однако, Дразнишь – кусается. И теперь он не щенок – Взрослая … (собака)
Посреди двора стоит копна: Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова)
- Давайте проверим, что у вас получилось, нет ли ошибок? Проверьте каждую букву. Слайд №3. - У вас на столах цветные листочки. С одной стороны напечатан кроссворд. Разгадайте его. Взаимопроверка.
4. Работа по теме урока. Слайд №4. - Какая пословица относится к письменной речи, какая к устной речи? Что написано пером – не вырубишь топором. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. - В какой речи мы используем буквы, в какой звуки? Наша речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из звуков. Что мы используем для записи звуков речи? (Буквы.) У меня конструктор есть – Тридцать три детали. Всё, что можешь ты прочесть, Из него собрали. (Азбука, алфавит) Слайды №5, №6, №7. Фонетические загадки. Астра или роза? - Какой цветок полюбил Маленький принц из сказки А. де Сент-Экзюпери? В названии цветка все согласные звуки звонкие. - Есть в словах астра и роза мягкие согласные звуки? Апельсины или мандарины? Какие фрукты лежали в ящике вместе с Чебурашкой? В слове-отгадке букв больше, чем звуков. (Апельсины) Сколько мягких согласных в слове апельсины? мандарины? Пулька или пончик? Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему на обед варили суп из конфет и кашу из мармелада? В имени коротышки букв больше, чем звуков. (Пулька) Физкультминутка.
- На предыдущих уроках мы с вами сделали вывод о том, что мягкость согласного звука может обозначаться на письме мягким знаком. Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, Есть ли другие способы обозначения мягкости согласных звуков. Упражнение 40. - Внимательно рассмотрите рисунок и назовите изображённые предметы. - Составьте по рисунку два-три предложения. - Ещё раз посмотрите на рисунок и назовите слово – название каждого предмета.(Мяч, тюлень, белка, котёнок.) - Выделите в каждом слове мягкие согласные звуки. - Прочитайте эти слова. Обратите внимание, как обозначена мягкость согласных звуков на письме. - Спишите слова. Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. Слайд №8, №9, №10. - Какие буквы обозначают мягкость согласного на письме? Сколько гласных букв в русском алфавите? Сколько звуков? - Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных на письме?
Задание №1 - Выберите из списка слов все слова, подтверждающие первую часть схемы: Пар, пять; мост, мёд; луч, ключ; мэр, метр; мыл, мир. Это первое или второе слово в паре? Выбери из списка слов слова, подтверждающие вторую часть схемы.
Задание №2 - Теперь поиграем. О или Ё? Если в слове под ударением пишется Ё, хлопните в ладоши. Берёза, дорога, ребёнок, работа, лодка, самолёт, тётя, повар, Петр, завод, зовёт. Задание №3 Слайд №11. Запишите предложение, вставив пропущенные буквы. Что обозначают буквы, которые вы вписали? Люба Фёдорова учится в пятом классе. Задание №4 Демонстрируется слайд №12. Найдите столбик слов, где все звуки согласных твердые. Назовите номер этого столбика. В каких словах твёрдых и мягких поровну? Слева – больше мягких. В центре все твёрдые. Справа – поровну. Задание №5 - А теперь выполним тест. Переверните листочки с кроссвордом. На обратной стороне задания. Выполните их. - В каких словах букв больше, чем звуков? Какая буква не обозначает звука? Для чего она служит в этих словах? - Какие слова начинаются с одинакового звука? Почему слово море не подходит? Как обозначена мягкость согласных в словах мяч и мел?
Итог урока. - Как обозначается мягкость согласных звуков на письме? | ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |